Проекты практической направленности с конкретными качественными и количественными оценками степени изменения природной среды и реальными предложениями, направленными на улучшение её состояния.
5.1. Работы об энергии, используемой человеком, её влиянии на человека и окружающую среду, предложения по уменьшению энергетического загрязнения окружающей среды и воздействия на человека; 5.2. Работы по изучению альтернативных источников энергии; 5.3. Изучение влияния физических воздействий (шума, электромагнитного, теплового, радиационного излучения и т.д.) на окружающую среду и человека, обеспечение безопасности и защиты от физических воздействий
6.1. Предложения о проведении экспериментов на борту космической станции. 6.2. Космическая энергетика, космические транспортные системы, освоение планет Солнечной системы. 6.3. Исследовательские работы по истории освоения космоса, о жизни и деятельности ученых, конструкторов, инженеров.
7.1. Видеоклипы и мультипликация на темы «Защита окружающей среды», «Земля в настоящем и будущем», «Космонавтика», «Мы с друзьями в космосе», «Загадки природных явлений», «Физика вокруг нас» и т.п. 7.2. Веб-сайты (оценивается технология разработки, информационная полнота, технология поддержания информации, опыт эксплуатации и т.п. 7.3. Развивающие игры.
(для младшей возрастной группы 10-13 лет) Работы на темы: «Земля в настоящем и будущем», «Мы с друзьями в космосе», «Экологическая тема», «Загадки природных явлений», «Свободная тема».
9.1. Приборы и оборудование для экологического мониторинга сконструированные своими руками или усовершенствованные. 9.2. Методики экологического мониторинга созданные педагогами или научными руководителями и апробированные на практике. 9.3. Авторские программы и методики учебного и дополнительного образования.
Рассматриваются проекты, раскрывающие краеведческую деятельность в рамках района, округа, города. В том числе созданные или находящиеся в стадии создания экспозиции краеведческих музеев, экологические тропы и т.д. Сохранение памятников природы.
Данное направление представляет возможность реализовать творческие способности, показать, как Вы видите Землю в настоящем и будущем. Творческая работа может быть оформлена в виде рисунка, плаката, фотоработы, графики, компьютерной графики, стихов, песни, сказки, рассказов, изделий прикладного искусства, экологического костюма, моделей.
Тезисы работы «Цветочные часы» ВАО ГОУ СОШ №399 Руководитель Калинина Анна Александровна - учитель математики. Авторы: Гнеденко Владислав и Афандиев Руслан, учащиеся 5 класса (12 лет).
Цель работы: научиться ценить и бережно относиться к природе. Задачи исследования: 1. Изучение истории вопроса создания цветочных часов. Тенденция развития вопроса и адаптация полученных знаний к современным условиям и видовому разнообразию растений средней полосы России. 2. Изучение морфологии растений, мест произрастания, биологических ритмов рас-тений. 3. Изучение возможности улучшения экологической ситуации города. Объектом исследования является наиболее часто встречающиеся растения средней полосы России с ярко выраженными биологическими ритмами. Результаты: Изучение возможности создания цветочных часов из растений, являющихся объек-том исследования. Наши рекомендации: Чтобы завести цветочные часы надо: 1. Установить в котором часу открывается тот или иной цветок в вашей местности, для начала прибегнув к помощи настоящих часов. 2. Составить таблицу и установить по ней очередность закрытия и раскрытия цвет-ков. 3. Таблицу составить по наиболее часто встречающимся в вашей местности цветам с ярко выраженными биологическими ритмами. Тогда цветочные часы, куда бы вы ни пошли - в поле или на луг, в лес, на озеро все-гда будут «под рукой». Нам бы очень хотелось, чтобы цветочных клумб-часов появлялось как можно боль-ше, и надеемся создать одну из них этим летом на нашем школьном участке. В работе 20 страниц, 21 рисунок, 6 литературных источников, 16 страниц приложения.
Тема: «Экология воды в районе Ново Косино». Предметы: химия, экология, биология. Авторы: Хуснетдинова Венера, ученица 10а класса. ГОУ ВО Гимназия №1591. Руководитель: Румянцева Елена Николаевна, Бутылкина Наталья Николаевна. Тема нашего проекта «Экология воды в микрорайоне Ново Косино» выбрана не случайно. В прошлом учебном году на базе 9 классов проводился интегрированный урок «Вода – первое чудо света». В ходе этого урока дети знакомились со свойствами воды, областями ее использования, основными загрязнителями воды и т.д. Урок вызвал у детей огромный интерес, поэтому мы решили продолжить работу и изучить экологическое состояние водоемов, расположенных в районе Ново Косино и прилегающему к нему Салтыковскому лесопарку. Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природное взаимодействие и губительные последствия их нарушения. Наблюдение за процессами в природных и антропогенных системах дает реальную и достоверную информацию, оперирую которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, что бы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Цель работы: 1. Изучить экологические проблемы водных ресурсов, находящихся на территории района Ново Косино и прилегающих территорий (Салтыковский лесопарк) 2. Освоение различных способов анализа воды. 3. Изучение влияния экологии воды на биосистему микрорайона Ново Косино и на здоровье человека. Задачи: 1. Обобщить имеющиеся сведения о воде: свойства воды, запасы ее на планете, использование воды, экологические проблемы. 2. Практически ознакомится с методикой определения: растворенного кислорода в воде (по Насоновой); микробного загрязнения воды; определение содержания Н (плюс) рН – фактор воды; температуры воды; ее мутности и прозрачности; общей жесткости воды; ее цвета и запаха. 3. Провести анализ воды, взятой из различных источников района Ново Косино. 4. Изучить экологические сообщества водоемов.
Работа учеников 4 «Б» класса ГОУ СОШ № 399 Патик Елены и Ежова Владислава Руководитель проекта: Сушкова И.А., учитель начальных классов
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО ГОРОДА»
Цель работы: - Узнать почему в настоящее время из Москвы стали пропадать животные, птицы, насекомые. Задачи: - познакомиться с историей возникновения Москвы; - с растительным и животным миром города в прошлом и настоящем, сравнить полученные результаты; - выяснить причины исчезновения многих видов животных и растений; - определить необходимые меры для сохранения животных, птиц, насекомых в родном городе.
В ходе работы мы выяснили, что в прошлом в Москве было много густых лесов, в которых водилось огромное количество видов животных, птиц, насекомых. Из – за загрязнения водоемов стала погибать рыба. Сейчас над Москвой нависла экологическая катастрофа. Мы выяснили проблемы, влияющие на исчезновение животных: - строительство - современные парки - отсутствие зеленых коридоров - люди Перед нами встал вопрос: - Как сделать наш родной город гостеприимным для животных? Мы определили некоторые пути, которые помогли бы справиться с этой проблемой. Мы любим свой родной город и хотим, чтобы он был всегда здоров. И это в наших силах!
Учебно-исследовательский проект «Экологизация визуальной среды Московского метрополитена» ГОУ СОШ № 446 9 «А», Осипов Глеб, г. Москва Руководитель: учитель ИЗО и МХК Беневольская Нина Анатольевна
Гипотеза: для создания во внутреннем убранстве станций комфортной визуальной среды необходимо включать в оформление детали и орнаменты природных объектов
Цель: разработать проекты оформления интерьеров проектируемых станций Московского метрополитена
Задачи: 1).Изучить историю Московского метрополитена; 2).Изучить архитектуру станций раннего периода (1935 – 1955 г.), особенности стиля оформления станций 1960-х гг., а также современного периода; 3). Рассмотреть их с точки зрения видеоэкологии, определить к какому типу сред они относятся 4).Составить рекомендации по формированию комфортной визуальной среды в интерьере на базе структурных компонентов архитектуры.
Выводы по проделанной работе: Изучив основные элементы, составляющие интерьеры станций, мы пришли к выводу, что все эти составляющие соответствуют представлениям ученых о комфортной визуальной среде. При изучении интерьеров станций метро, а также их декорировании, мы утвердились во мнении, что растительные орнаменты и правильное расположение цветовой гаммы «от светлого к темному» формируют комфортную визуальную среду и являются полезными для здоровья человека. Далее мы считаем, что нам удалось сконструировать комфортную визуальную среду в эскизах оформления интерьера станций московского метрополитена на основе знаний, полученных при изучении истории проектирования и архитектуры московского метро. Рекомендации Основываясь на данных видеоэкологии о визуальных средах разного характера, с одной стороны, и на изучении архитектуры московского метрополитена с другой, мы промоделировали варианты оформления интерьера станций, формирующие комфортную визуальную среду.
Исходя из полученного опыта, сформулировали рекомендации по конструированию комфортной визуальной среды в интерьере станций метро: • Разнообразный насыщенный колорит; • Прямые линии небольшой длины плавно переходящие в кривые; • Остроугольные формы разного уровня; • Кривые разной формы с острыми окончаниями; • Фрагменты, включающие природные объекты и орнаменты: растения, животные /возможно в форме изображения, либо живые, либо их производные, например раковины, или спилы деревьев, сухие цветы и др./, минералы; • Линии разной толщины; • Чередование крупных и мелких деталей. На наш взгляд, именно эти условия создают комфортную визуальную среду в архитектуре станций метрополитена.
Учебно-исследовательский проект «Цветы для здоровья москвичей» Автор проекта: Щукина Женя, 5 класса «А» ГОУ СОШ с углубленным изучение экологии №446 ВАО. Руководитель проекта: заместитель директора школы, учитель математики Иванова Лариса Дмитриевна, Заслуженный учитель РФ.
Цель проекта: Изучить отношение жителей мегаполиса к растениям в помещениях и на улицах Москвы и их влияние на здоровье. Задачи проекта: 1. Изучить несколько видов комнатных растений. 2. Понять значение комнатных растений для человека. 3. Познакомиться с Фитонцидами. 4. Исследовать отношение учащихся и взрослых к комнатным растениям и их влиянию на здоровье человека, для чего провести анкетирование. 5. Сделать выводы и дать рекомендации. Методика работы заключалась в том, что • автор работы отбирала информацию в Интернете о растениях тех видов, которые имеются в классе или дома или показались ей наиболее интересными, полезными для здоровья. • Фотографии подбирались с комнатными растениями, которые есть в школе или дома или делали на выставках Цветов в Москве. • Изучение теории о фитонцидах. • Составлена анкета об отношении к растениям в комнатах и классах и целей их использования. • Проведение исследования на основе анкеты, сделаны расчеты и построены графики. • В качестве практической части проекта помимо исследования автор работы сделала своими руками несколько композиций из цветов и других природных материалов, которые создают хорошее настроение и помогают нам быть здоровыми. Выводы по результатам исследования: 1. Больше половины опрошенных целью использования цветов в доме назвали : для улучшения настроения, немного меньше половины- для создания комфортной среды в доме или классе, меньшее число используют цветы для профилактики и самолечения. Но все полученные ответы говорят, что цветы они используют в первую очередь для своего душевного и физического здоровья. 2. Практически все растения в коридорах используют для профилактики заболеваний, чтобы очищали воздух, почти все для комфорта и только 1 человек для самолечения, что и разумно. 3. Практически все опрошенные сказали, что хотели бы всегда иметь вокруг себя цветы или что это было бы неплохо, только двое ответили нет или не знаю. 4. В процессе исследования выяснялось, посещают ли опрошенные выставки цветов или цветников в Москве, к сожалению многие ученики ответили, что нет, а из взрослых только несколько учителей посещают их часто. Рекомендации: 1. Стараться улучшать окружающую среду с помощью растений особенно цветущих, чтобы человека среда была более приближена к природной комфортной среде. 2. Учащимся рекомендуется участвовать в озеленении классов и дворов, посещать выставки цветников и цветов, которые проводятся в Москве.
Надзорова Юлия, 11 класс Снежко Валентина Ивановна, учитель биологии ГОУ ЦО № 1453 БЕЗДОМНЫЕ СОБАКИ: ВЫЗОВ ГОРОДУ Цель работы: изучить характерные эколого-этологические особенности собак в условиях города Москвы, привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых горожан. Задачи исследований: 1. Изучить состояние проблемы бездомных собак в Москве. 2. Выяснить отношение горожан к проблеме бездомных собак, озвучить морально-этический аспект. 3. Охарактеризовать популяционные группировки бездомных собак в нашем городе. 4. Оценить численность владельческих и бездомных собак, выявить предпочтения горожан к разным видам домашних животных. 5. Исследовать поведение бездомных собак в московском метро. 6. Выяснить, что составляет основу питания бездомных собак в столичном мегаполисе. 7. Организовать в ЦО № 1453 работу по пропаганде и созданию агитационных материалов. Методики, приборы и оборудование: У собак анализировалось до 6 признаков: • стратегия пищевого поведения - нахлебничество, собирательство, попрошайничество, хищничество (Поярков, 89); • отношение к человеку (И - избегающие, П – «попрошайки», Б – безразличные, А – агрессивные); • примерный возраст (Щ – щенок, М – молодая особь, СМ – скорее всего молодая особь, СС – скорее всего старая особь, С – старая особь, ОС – очень старая особь); • Упитанность (глазомерно по Н.Д. Григорьеву, В.П. Теплову,1939): 0 – Полное отсутствие подкожных жировых отложений; 1 – Едва заметные жировые отложения в нижней части живота; 2 –Обильные жировые отложения в нижней части живота и слабые в области лопаток; 3 – Жировые отложения под всем кожным покровом, местами толстым слоем; • время встречи собаки; • пол особи.
Полученные результаты Типовая бродячая собака - размера среднего, окрас имеет грязно рыжий с вкраплениями черного (реже белого), характерные пропорции, интеллект превышает средний интеллект домашней собаки. Интеллект позволяет им выживать в сложных городских условиях и учиться, наблюдая за человеком (вплоть до использования городского транспорта). У собак московского метро появились повадки, отличающие их от собратьев на земле. По нашим наблюдениям уверенно можно сказать, что собаки метро недоверчивы к незнакомым людям, вероятно, избегают контактов со случайными пассажирами, то есть доверяют только опекунам. Так, все наши попытки сфотографировать собаку заканчивались избеганием, перемещением в безопасные укромные места
Выводы: 1. Бездомные собаки города являются потребителями пищевых отходов. В Москве сильно развиты традиции опекунства в отношении собак. 2. Собачья популяция стабильна, лишние щенки (до 80%) и собаки погибают, а на месте отловленных почти сразу появляются новые. 3. Городские бездомные собаки - это составная часть («местная субпопуляция») совокупности («местной популяции») всех городских собак. 4. Бездомная собака проявляет агрессию в случаях охраны потомства или в момент собачьих свадеб, когда собаки сбиваются в стаи. 5. Суточная активность собак, способы добычи корма, сезонная динамика во времени и пространстве связаны с упитанностью животного, возрастом, полом и характеризуют стадию его одичания. Неоднородность популяции требует дифференциации мер регуляции численности. 6. Все собаки, встреченные нами в метро, недоверчивы к незнакомым людям и избегают контактов со случайными пассажирами, то есть доверяют только своим опекунам.
Планы на будущее
Организовать общешкольную акцию "Мы в ответе за тех, кого приручили" с выпуском информационных листовок, чтобы привлечь внимание юных и взрослых горожан к проблеме бездомных животных. Выпустить цикл радиопередач (по школьному радио) об ответственном отношении к животным, содержащихся в квартирах. Подготовить агитбригаду с выступлением о проблеме бездомных животных для младших школьников. Оказать посильную помощь кусковскому питомнику бездомных собак. Мы считаем, что начинать воспитание хозяина собаки нужно со школьной скамьи. С того момента, когда ребенок начинает уговаривать родителей купить ему щенка, маленького и хорошенького. Потом щенок вырастает, а вместе с ним растут и проблемы, если его воспитание пущено на самотек.
Проект : «Экология двора». Выполнили учащиеся 10 класса ГОУ СОШ №723 Гаспарян Асмик Аскерова Асра, Ионова Екатерина. Руковдитель: Коберник Наталья Юрьевна, учитель биологии, Власова Елена Александровна, учитель географии
Цели данной работы: • Дать реальную оценку экологического состояния жилого двора в микрорайоне школы для того, чтобы дальше определить меры по возможному улучшению его состояния. • Исследовать состояние природной среды на дворовой территории дома №59. • Выявить основные факторы загрязнения дворовой территории дома №59.
Задачи: • Привлечь внимание жителей, общественности и учащихся к разрешению экологических проблем своего ближайшего окружения. • Наметить пути создания благоприятных условий для отдыха и саморазвития населения по месту проживания. • Привлечь внимания жителей к необходимости начать деятельность по благоустройству дворовой территории.
Ход исследования: o Выбрать жилой двор. o Составить его план. o Провести измерения на дворовой территории. o Исследовать благоустройства двора. o Изучить движение автотранспорта. o Провести социологический опрос среди жителей двора. o Сделать выводы. o Сделать презентацию. Исследования проводились в течение нескольких месяцев. Выводы: Близкое расположение оживленных улиц и автостоянки обусловили не очень благоприятную экологическую обстановку. В основном жителям не нравиться дворовая территория. Однако вопросы, заданные нами жителям двора, заставили их по-новому посмотреть на картину своего ближайшего окружения.
Наши предложения: Сделать двухъярусную стоянку для автомобилей. Экология двора: чистота и уют. Сделать большую детскую площадку. Озеленить двор.
Мы продолжаем работу над данным проектом по улучшению благосостояния дворовой территории и в дальнейшем мы предложим свои идеи главе управы.
Тема: «Определение степени запылённости воздуха в условиях города Москвы на примере микрорайона Новокосино» Номинация: Город, в котором я живу. Авторы: Велькая Ирина, Смирнова Мария, Хромова Мария, ученицы 9 «Б» класса ГОУ СОШ № 1924 Руководитель: Герцева Оксана Юрьевна Запылённость воздуха в условиях городской системы Москвы возрастает с каждым годом с катастрофической скоростью. Особенно подвержены промышленные районы города и улицы, расположенные в близи магистральных дорог. Московский регион ныне являет собой сложнейшую систему массированного загрязняющего воздействия на природную среду, которая в свою очередь представляет серьёзнейшую опасность для жизнедеятельности людей. Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере, сопровождающееся ростом количества аэрозоля (мелких частиц пыли, сажи, взвесей растворов некоторых химических соединений), может привести к заметным изменениям климата и соответственно к нарушению складывавшихся в течение миллионов лет равновесных связей в биосфере. Выброс в атмосферу частиц пыли и промышленных газов, включающих такие соединения, как окислы азота, оксиды углерода, серы, аммиака, приводит к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели живых организмов. Продукты выбросов в атмосферу – в твёрдой или жидкой фазах – вновь накапливаются в снеге, в лесных, луговых, парковых почвах, поглощаясь растениями и животными, попадая в реки и озёра, проникая в подземные воды, и, наконец, загрязняя приземный воздух на уровне нашего дыхания. Число детей с наследственными дефектами развития повысилось более чем в двое, и сейчас свыше 10% младенцев рождается с наследственными патологиями. Токсичные вещества могут вызывать различные заболевания: поражение почек и желудочно – кишечного тракта, цирроз печени, заболевания кровеносной системы, раковые заболевания, поражения ЦНС, летаргию, синдром Паркинсона, пневмонию, аллергию, интоксикацию, анемию, гепатиты, бронхиальный рак, дерматиты, респираторные заболевания, флюороз, зубные и костные болезни и другие. Загрязняющих факторов окружающей среды великое множество, мы решили остановиться на одном актуальном для Москвы – запылённости воздуха. Целью проекта было определить степень запылённости воздуха в условиях городской системы Москвы, но примере микрорайона Новокосино. Задачами работы были: 1. Определить количество пыли осаждаемой на 1 кв. м поверхности листвы на центральных улицах микрорайона в близи дорог и в удалении от них. 2. Построить карту запылённости воздуха на данной территории. 3. Сделать выводы об экологической обстановке микрорайона Новокосино, предложить пути её улучшения. Проект дополнен результатами исследовательской работы и презентацией.
Тема: «Экология Мещёры» Автор: Шевадронова Дарья, 6 класс, ГОУ города Москвы СОШ «Школа здоровья» № 357 Руководитель: Скатькова Юлия Александровна Под "Мещёрой" в настоящее время понимается Мещёрская низменность, которая расположена на территории Московской, Рязанской и Владимирской областей. Московская Мещёра – это весь Восточный округ столицы и восток Подмосковья. Мещёрские леса находятся в переходной зоне между тайгой и широколиственными лесами. С этим связано необычайное изобилие видов растений, встречающихся в Мещёре. Удивительное разнообразие растительных сообществ и ландшафтов создает здесь неповторимую мозаику. В этом краю обитает множество животных. Неброские пейзажи Мещёры вдохновляли Сергея Есенина, Константина Паустовского, Фёдора Шаляпина, Сергея Танеева. Природа и люди Мещёры запечатлены на картинах Абрама Архипова и гравюрах Ивана Пожалостина. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЩЁРЫ Мещёра – самый нетронутый район, но и он имеет множество экологических проблем. 1. Осушение болот. 2. Вырубка леса. 3. Замусоривание лесов, рек, озёр. 4. Хозяйственная деятельность людей. Что мы теряем? Мы теряем уникальные ландшафты и природные сообщества озёр, болот, лесов, уникальный растительный мир Мещёры, прежде всего разнообразие видов водяных растений. Мы теряем разнообразный животный мир. Что Московская Мещёра уже потеряла? В Подмосковье бурый медведь обитает только на самом севере области. В районе Мещёры его уже давно нет. Из Подмосковья давно исчез зубр. Освоение Мещёры заставило волка уйти в северные районы. Что мы можем сделать? Чтобы сохранить уникальные места Мещёры, мы должны прежде всего изменить своё потребительское отношение к природе, уважать природу, бережно относиться к ней. Для этого надо каждому человеку выполнять несложные правила нахождения на природе. Из ЛЕГО-кирпичиков мы создали модель озера, в которой постарались показать многих его обитателей. В работе использовано 8 литературных источников, Проект включает в себя компьютерную презентацию
Информационный проект Тема: Отходы – в доходы. Автор: Конурина Елена, ученица 11 класса, ГОУ СОШ № 357 Руководитель: Коршунова Нина Владимировна, учитель химии и экологии
Главные аспекты проблемы молодежи является отсутствие возможности самореализоваться и отсутствие занятий. Проведя социологический опрос своих одноклассников и ребят из 8 – 10 классов, я выделила типичные ответы, касающиеся интересов и досуга молодых людей. Вот они. Я знаю, что в районе работают молодёжные объединения, клубы. Например, «Золотой щит Родины» (ЦРТДЮ), клуб «Измайловец» (357). Но не всегда члены этих объединений могут найти точки приложения своей активности, не знают, как реально приносить пользу. Экологические проблемы всегда актуальны для большого города и его отдельных районов. Я решила рассмотреть только один из них. Во-первых в районе достаточно шиномонтажных мастерских, где вопрос утилизации шин стоит достаточно остро. Во-вторых, эта проблема может быть решена, например, силами молодёжи. Основное занятие детей – познание мира и игра. Лучше, когда всё это организовано и продумано взрослыми. В связи со строительством новых домов, в районе появились достойные детские площадки. Но много и просто неинтересных и опасных для здоровья (металлические качели, незакреплённые лазалки и тд.)Вот почему мы выбрали такой проект - создания силами молодёжи детских площадок из отработанных автошин. Наш девиз: Отходы в доходы или смелые, сильные, ловкие. В своем проекте мы решили совместить вышеперечисленные проблемы и пусть «одна проблема решает две другие». Обеззаразив бросовый материал отработанных автошин марганцовкой, мы можем создать необычное место для игр и физического развития детей, заняв молодежь общественно-полезным и важным делом. Отработанные автошины можно использовать различными способами, например, создавая элементы дизайна. В зависимости от фантазии и умений можно получить разнообразные формы, которые не стыдно выставить в таком крупном мегаполисе, как Москва. В простейшем случае шины можно использовать для ограждения детской площадки или в качестве песочницы или пирамидки. Если постараться, то можно получить более сложные конструкции. Из шин так же можно создать удобные, разнообразные, функциональные, а главное, почти бесплатные тренажёры для уроков физкультуры, ОБЖ. Здесь могут заниматься подростки, живущие рядом со школой. Таких тренажёров можно сделать много и очень разных. Сколько же будет стоить такая площадка для детских игр и тренировок. Очень немного. Почти чуть-чуть. Если не использовать краску, то на 1 колесо нужно истратить около 20 рублей. Небольшая детская площадка из 25 шин обойдётся в 750 руб. Комплексная многофункциональная площадка-тренажёр требует от 50 до 100 шин. Помимо шин для некоторых тренажёров необходимо использовать брус, металлические цепи, верёвки и тд. Соответственно ее цена составит от 1800 до 3000 руб. Но это гораздо меньше, чем площадки, поставляемые различными фирмами (от 150000)